Центробанк как главная похоронная команда экономики СССР


Немного теории


Обвал американского фондового рынка смог предсказать только Роджер Бэбсон, который в основу своей экономической теории положил (кто бы мог подумать!) третий закон Ньютона; незадолго до краха 1929 года он призвал людей продавать акции и покупать золото.


Roger Ward Babson in 1918. Википедия

Но талантливого аналитика как «белую ворону» никто не захотел слушать, так как американцы были зачарованы традиционной околёсицей, исходящей от их тогдашнего кумира Ирвинга Фишера, играющего в нашей реальности ключевую роль.
Взглянем на формулу обмена Фишера, на которую ныне молится весь экономический блок правительства РФ:
∑ Pi Qi / M = V,
где
P (Price) — уровень цен (i — i-ый товар, дискретная услуга, работа);
Q (Quantity) — объем потреблённых товаров;
M (Money) — денежная масса;
V (Velocity) — скорость оборота денежной массы.
Если учесть, что V=const., приблизительно равная семи оборотам денежной массы в год (по агрегату денежной массы М1 (наличные), статистика по США в 80-ых годах), то мы не без удивления узнаём в «открытии» американца формулу описания состояния идеального газа Клапейрона–Менделеева (Д.И. Менделеев определил значение V). Получается, что и Фишер «вдарял» по физике, но в отличие от Бэбсона в том не признаваясь.
Ну да ладно, бог с ним, с этим плагиатором, и не такое американцы воровали. Однако в этом случае последствия оказались фатальными, так как Бенуа Клапейрон выводил свою формулу исключительно для идеального газа (это когда, в частности, предполагается, что с какой скоростью молекулы газа ударяются о стенки сосуда, с такой же скоростью и отскакивают). Но об этом чрезвычайно важном допущении недоучившийся Фишер понятия не имел никакого, как, впрочем, и реформаторы второй волны в России-XXI.
Меж тем, из его формулы, таки в целом верно отражающей идеальные физико-экономические процессы, легко уяснить: если скорость оборота капитала падает, т.е. значение V падает, то неминуемо возрастает денежная масса M (а это — инфляция, вплоть до гиперинфляции).
Но кто в первую голову отвечает технически за значение скорости V? — Правильно! Конечно, руководство ЦБ и владельцы его филиалов, т.е. банков, а уже потом транспортники, содержатели дорог, разработчики логистики товарных потоков и, наконец, связисты, то есть все «крове-, лимфо- и нейропроводящие артерии» государства, работающие в отличие от банковской системы в круглосуточном режиме и без выходных дней (см. также статью в Яндекс.Дзен «Связь. Четвёртая беда России»). Но у Центробанка РФ в отличии от остальных «артерий» несколько «нянек». Со всеми вытекающими…
Если банки начинают «тормозить», то при неизменности количества денежных знаков в обороте (М), неминуемо должно уменьшиться значение ∑Qi (объём потреблённых товаров), — это означает попросту дефицит товаров, т.е. пустые прилавки. Всё просто! И спасибо за ту «простоту» Фишеру — бедолаге, который, впрочем, оказался не в состоянии предсказать биржевой крах 1929 года, из миллионера враз превратившись во всеми презираемого бомжа:
Ирвинг Фишер, известнейший в XX в. экономический гуру, каждое слетающее слово которого моментально оказывалось в передовицах газет, 22 октября, за два дня до «черного вторника» 1929 года, заявил: «По-моему, появляющиеся предсказания о резком изменении курсов ценных бумаг, которое затронет общий уровень цен, не имеет под собой оснований».
Ирвингу Фишеру собственное упрямство обошлось дорого: он потерял все нажитые миллионы и умер, дружно проклинаемый Нацией Акционеров [см. У. Боннер, Э. Уиггин. Судный день американских финансов: мягкая депрессия XXI в. — Челябинск: Социум, 2005].


Иначе говоря, идеологом российской монетарной экономики XXI в. является американский бомж-неудачник! Каково!

А они и не забывали ничего. Немного о скучном


О чём же «позабыли» реформаторы, начав свои преобразования в конце 80-х годов прошлого века? Впрочем, сказать стоит сразу: они не могли ничего забыть, так как забыть можно только то, что знал — как именно функционирует промышленность и её предприятия было никому из них неведомо, как впрочем, и неведомо то и нынешнему премьеру.

Младореформаторы получают инструктаж в Западной Европе, https://mtdata.ru/u22/photo5486/20630353878-0/original.jpg

И тут самое время потолковать о скучном для многих понятии «подготовка производства»: прежде всего это изучение рынка сбыта новой продукции и анализ ценообразования, и уже лишь потом замена оборудования, отработка технологий, изготовление оснастки, переобучение кадров, разработка новых алгоритмов в организации производства, отработка методов технического контроля качества продукции, заключение соглашений на поставку комплектующих и материалов, получение новых лимитов на энергоснабжение… Всего на небольшом заводе при запуске нового изделия или технологии нужно согласовать меж собою до нескольких сотен управленческих функций и процедур, раскидав изменения в обязанностях и компетенциях на пару десятков заводских служб, а также «трудоустроив» порой сотни субподрядчиков и смежников.
Всё это я перечислил для осознания словосочетания «системный подход» и для уяснения необходимости проведения титанической работы по реализации такого рода подхода при решении задач в масштабе страны.

Прорыв дамбы

Меж тем уже в конце 80-х годов XX в. шлюзы частному предпринимательству власть открыла не глядя, без «подготовки производства», даже не подумав предварительно обеспечить успех мероприятия предварительным энергичным развитием банковской системы; по сути была взорвана огромная дамба, и хлынувшие в прорыв мегатонны финансовых потоков десятков тысяч новообразованных кооперативов старая банковская Система оказалась не в способности разрулить.
Всё говорит за то, что власть целенаправленно ту «плотину» не стала грамотно, с предварительной инженерной проработкой реконструировать, а просто тупо смела: ведь перед нею стояла исключительно деструктивная задача, спущенная из американского «обкома», о чём вдоволь пооткровенничал Чубайс: какое уж тут сохранение экономики и оборонной мощи! Какая уж тут подготовка производства! Какая уж тут забота о людях!
В итоге если «до того» через территориальный центр обработки банковской корреспонденции  (Расчётный кассовый центр — РКЦ) проходил ежедневно пусть центнер платёжных поручений, которые нужно было предварительно рассортировать пусть по 200 мешкам в разные адреса аналогичных центров иных городов, отправив затем оные мешки по железной дороге в спецвагонах, то с началом как бы Перестройки указанные показатели возросли по количеству мешков даже не в десятки, а в тысячи раз, выведя банковскую систему России на пик катастрофы 1991–92 годов!
Даже через пару лет после начала перехода к возрождению капитализма Россия имела парк линейных отделений банков практически в том же количестве, что и во времена СССР. При этом мощности РКЦ остались также без изменений при сохранении уже вполне дремучей к началу 90-х годов технологии ручной обработки бумажных документов.
Задача РКЦ по обеспечению межфилиального оборота (МФО) состояла в следующем: получив утром из подконтрольных банков пакеты с платёжками клиентов этих банков, рассортировать их содержимое по выходящим холщовым мешкам, каждый из которых предназначался для переправки в один из сотен РКЦ, расположенных в иных городах и весях страны: в РКЦ Казани ли, в РКЦ Владивостока ли etc., которые обслуживали банки на своих территориях, клиенты которых и должны были получить тот или иной платёж.
Разумеется, обеспечивался и обратный процесс: вскрытие сотен поступивших мешков из сотен РКЦ страны и рассортировка их содержимого по подконтрольным данному РКЦ банкам назначения.
Соответственно, государственные и коммерческие банки, получив заветный пухлый конверт прихода платёжек из своего РКЦ, рассортировывали его содержимое по счетам своих клиентов.
— Технология работы РКЦ, надо сказать, мало чем отличалась в 90-х годах XX века от межрайонных узлов почтовой связи времён Российской Империи века XVIII, если не считать, что на каждый мешок нужно было составлять бумажку, с указанием в той бумажке «А сколько же денег прибыло и убыло из конкретного банка по итогам обработки данного мешка» с составлением и отправкой доклада в Центр.
С «лирическими отступлениями» о том как в те времена хамили банки, как на средствах клиентов они сколачивали своё благосостояние, как из-за тромбов в банковской системе гибли гиганты отечественной экономики и чахли ростки честного предпринимательства, и как именно «вставали на ноги» криминальные и околочиновничьи структуры, патронируемые заокеанским «обкомом» — см. вып. 6 «Занимательной истории»


Подведём итог. В начале 90-х в лучшем случае деньги оборачивались лишь два раза за год. — Это катастрофа!

Простые вопросы без ответов

Ну а теперь вполне простые вопросы для директора завода тех лет. Пусть отгружена продукция с оплатой по её получении. Деньги пришли, но только через полгода, и исключительно из-за схлопывания банковской системы, к тому же из-за инфляции по покупательной способности втрое подешевевшие. Что автоматом тут же втрое уменьшило мощность завода.
А все эти шесть месяцев что было делать? Из каких денег платить зарплату, на какие деньги покупать материалы и комплектующие? Из каких средств оплачивать услуги энергетиков, транспортников, субподрядчиков etc.? Как платить налоги? Как взять кредит? Под тогдашние 220% годовых? Или идти на поклон к держателям бандитских общаков? Или уходить в тень? — Именно так были загублены промышленность Советского Союза и его мощные сельхозпроизводители, на которых свалилась ещё одна напасть: с ума сошедшие цены на топливо и электроэнергию от прихватизированных госкомпаний и смешные закупочные цены на их продукцию от новых русских монополистов, ставших таковыми исключительно в силу наличия в их руках самых ликвидных активов тех лет — долларов США.
Самолётостроительные и прочая машино– и приборостроительные заводы (особенно с длительными технологическими циклами) и их подрядчики моментально лишились оборотных средств и практически все и одномоментно превратились в банкротов, уже не способных ни с кем расплатиться по прежним поставкам: начался эффект домино, полный коллапс промышленности СССР, который «плавно» преобразовался в жёстко контролируемый понятно кем процесс расхищения по бросовым ценам государственной, т.е. общенародной собственности!
Уточним кем именно. Разумеется, теми, кто владел реальными ликвидными активами (налом), т.е. цеховиками, бандитами с их общаками и номенклатурной знатью с реальным административным ресурсом доступа к огромным наличным суммам, «почему-то» без проблем доставлявшихся из США — только эти граждане и получили в начале 90-х грандиозный гандикап, обеспечив чёрным валютным налом беспрецедентно высокую скорость оборота первоначального капитала и, соответственно, фантастический рост своей прибыли, из сумм которой эта публика затем и скупила вообще под корень упавшую на колени госсобственность...
Чуть ли не каждый час в аэропорты Москвы и Питера приземлялись тогда спецрейсы из-за океана, забитые под крышу «фантиками» с плодами трудов Николая Рериха (автора дизайна однодолларовой купюры), которые ФРС США печатала в трёхсменном режиме. — Это было единственным спасением от инфляции для «новых русских», которым «заокеанский обком» поставил цель выйти на точку невозврата к социализму любыми средствами за как можно более короткий срок. Эту установку господа Горбачёв и Ельцин исполнили с блеском и чем сегодня Кремль позволяет открыто бахвалиться г-ну Чубайсу (sic!). 

Законодательный дефицит и коррупция. Вдобавок

Однако кроме банковского коллапса было и ещё одно следствие полного отсутствия «подготовки производства», т.е. системной инженерной проработки процесса перехода к новому строю и новым принципам управления страной — это полное отсутствие законов или, по крайней мере, стабильных законов!
Вдумайтесь! С 1991 по 1998 г. правила исчисления и уплаты налогов менялись: по налогам на добавленную стоимость и на прибыль — в среднем, каждые 3 дня; по подоходному налогу — каждые 6 дней; по налогу на имущество — каждые 10 дней! Под словом «менялись» я имею в виду любую актуализацию текста соответствующих законов страны и инструкций Госналогслужбы РФ, действовавших до введения Налогового Кодекса в стране только в начале XXI века.
В добавление ко всем бедам расцвела пышным цветом и чудовищная коррупция.
Люди чрезвычайно чётко подмечают все особенности чего-либо их окружающего, и особенности чиновников, в частности. По-старошведски слово вор звучит как Tjuv, а по-старославянски тиун — это княжеский управитель, вполне себе уважаемый человек, одновременно выполнявший функции дознавателя, а часто и судьи. И получается, что отнюдь не всегда чиновник, в том числе и высшего ранга, ассоциировался на Руси с понятием вор, как в Западной Европе. Но вот Пётр прорубил в ту Европу форточку, и началось.
В 90-х годах прошлого века самый охранистый охранник главного русского дожа, очередной «форточник», брался, как говорят (о чём разве ленивый тогда не писал в прессе), за определённое вознаграждение провести через подпись постоянно пьяного шефа любую нужную заказчику поправку к законодательству. А теперь кремлёвская рать к удивлению здравой логики аргументирует своё бездействие тем, что «мол, не надо ни пересматривать итоги приватизации, ни ворошить истоки сколоченных тогда капиталов, и не проводить никаких резких преобразований так как раскачивать лодку «низя». Утверждая тем самым, что написанные «реформаторами» под свои личные требы Законы РФ являются легитимными, и народ те законы должен уважать. Кому выгодна эта логика?

Где рванёт сегодня?


А никто не знает! Беда и в том, что в принципе невозможно сконструировать универсальный миноискатель «инноваций» власти России и выкопать персональную ДОТ («долговременную огневую точку»). Посему уже давно пора каждому жителю страны иметь «Личную аптечку гражданина РФ», в основном с обезболивающими средствами от каждодневного получения экономико-административных травм и увечий.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Князь Владимир. Обойти с боями экватор? – Нет проблем

Будете у нас на Колыме, милости просим! — Нет, уж лучше вы к нам!

Царь Иван IV Грозный — первый русский историк. Черниговская летопись