Найденная и вновь пропавшая библиотека скифов
Традиционно считается, что
скифы обитали в Крыму вплоть до IV
в., но потом куда-то бесследно исчезли… возродившись в русских летописях в X
веке «ниоткуда», когда князь Олег повёл на Царьград аж 12 племён Великой Скифии.
«Проникнув вглубь страны на полтораста лье, они обнаружили большое каменное здание, более чем наполовину засыпанное песком и архитектурой своей напоминавшее развалины Персеполя. Войдя внутрь, они увидели шкафы из чёрного, очень твёрдого дерева, заключавшие около 3 000 переплетённых томов, в большую четвертку; листы их, толщиною в 2–3 линии, синего цвета, а буквы белые.
Когда они собрались вывезти эту библиотеку, суеверное местное население воспротивилось, потому что здание было священное. Путешественники из Московии могли унести только три тома, которые они и доставили в Петербург, где никто не мог разобрать письмена.
Царь приказал снять точные копии и послать их во Францию и Англию. Учёные этих стран полагают, что найденное здание помещается, может быть, на том самом месте, где раньше была столица скифов, известная у древних историков как Iledon Scithica».
Впрочем, непонятно о какой русской экспедиции тут велась речь.
Украденное странами
Внеморальной Оси скифское золото Крыма, https://sib-guide.ru/photos/ar/140/3.jpg
Вопросы от дисбаланса
событий
Морпехи Олега и скифы, которые жили в Крыму до IV в., — это разные скифы?
Считается, что скифы — это ираноязычное племя. Но тогда
почему люди группы этих племён говорили в X в. по-русски? Или Олег говорил на персидском?
Если скифское золото — это ювелирные шедевры, если монах
Храбр отмечал у населенцев Таврии наличие письменности глубоко задолго до
рождения монахов Кирилла и Мефодия, и если руническая русская азбука, которую камни сохранили, насчитывает за сотню
символов, то на основании чего столь высокая скифская цивилизация считается
сегодня бесписьменной?
Если монголо-татарское сообщество было также бесписьменным,
то почему мы не видим «золота монголов» уровня квалификации скифских
ювелиров?
Русские эмигранты наддают
традиционной истории «жару»
В Париже эмигранты первой волны издавали «Временник Общества
друзей русской книги», к счастью переизданный издательством «Собрание» в 2007
году, в котором представлен репринтом и вып. IV за 1938 год.
В статье «Пётр Великий и Парижская Королевская библиотека»
как само собою разумеющееся Жан Порше обсуждает находку Библиотеки скифов на
территории России и просьбу Петра о переводе на русский одной из найденных
книг, которую он в июне 1717 года при личном общении в Париже с Президентом АН
Франции аббатом Жаном-Полем Биньоном и высказал.
Примечательно, что всё обсуждение ведётся Жаном Порше в тоне
«Ну что же тут такого необычного?!»
К сожалению статья набита непереведёнными на русский купюрами
переписки парижских ориенталистов с Петром и меж собою; желающие почитать в
оригинале — см.
здесь.
Библиотека скифов,
найденная Петром
О том, что произошло в одной из экспедиций на Каспий 18
октября 1721 года писала Gazette France:
«Проникнув вглубь страны на полтораста лье, они обнаружили большое каменное здание, более чем наполовину засыпанное песком и архитектурой своей напоминавшее развалины Персеполя. Войдя внутрь, они увидели шкафы из чёрного, очень твёрдого дерева, заключавшие около 3 000 переплетённых томов, в большую четвертку; листы их, толщиною в 2–3 линии, синего цвета, а буквы белые.
Когда они собрались вывезти эту библиотеку, суеверное местное население воспротивилось, потому что здание было священное. Путешественники из Московии могли унести только три тома, которые они и доставили в Петербург, где никто не мог разобрать письмена.
Царь приказал снять точные копии и послать их во Францию и Англию. Учёные этих стран полагают, что найденное здание помещается, может быть, на том самом месте, где раньше была столица скифов, известная у древних историков как Iledon Scithica».
Впрочем, непонятно о какой русской экспедиции тут велась речь.
В мае 1714 года была организована грандиозная экспедиция
капитан-поручика А. Бековича-Черкасского (около 2 тыс. морпехов на сотне судов),
которая кроме обследования Каспия искала ещё и устье Амударьи (думали, что река
впадает в Каспий и что по ней можно сходу попасть в Индию); отряд дошёл до
Хивы, но был там коварно (во время сна) и почти полностью уничтожен
головорезами местного хана.
Затем, в 1719 году отправили на Каспий гидрографическую
экспедицию капитан-поручика К. фон Вердена и мичмана Ф.И. Соймонова (89
человек). Им, в том числе, была поставлена задача развеять миф о том, что залив
Кара-Богаз-Гол — это врата в Преисподнюю.
Так которая из двух экспедиций открыла древнее
книгохранилище скифов? — Наша история держит глухую оборону.
И — это, во-первых.
А во-вторых, что это такое «листы их, толщиною в 2–3 линии»? C XVIII века линия — это
2,54 мм (откуда и «трёхлинейка», и «Калашников» имеют калибр 7,62 мм). Что же
это была за бумага такая толщиной с пулю? Скорее, тут что-то переводчик
намудрил.
Меж тем, в декабре 1720 года в Санкт-Петербурге напечатали
первую карту Каспийского моря, которой царь Пётр тут же похвалился перед
французами, и которые от этой карты пришли в восторг. Так как понятия не имели,
что творится за Кавказом.
Неудача переводчиков
и тайна хранилища
Во Франции спецы посчитали, что полученная от Петра рукопись
является тибетской и представляет собой часть «Канджура», огромного собрания
тибетских священных книг. Однако перевод на русский переданного Петром одного
тома, сделанный братьями Фурмонами, на поверку оказался никуда не годным. В том
числе и из-за сложности исходного терминологического аппарата.
Всё закончилось дипломатическими реверансами, а после смерти
Петра история библиотеки скифов вообще перестала кому-либо быть в России
интересной, канув в лету. И окончательно, если бы о ней не вспомнил Жан Порше —
Главный библиотекарь Франции в XX
веке — и наши эмигранты первой волны.
Семипалатинск (теперь
Семей в Казахстане). Осталось ли что?
Крепость окрест развалин древних Семи палат была основана
отрядом воеводы Василия Чередова в 1718 году. Но о здании старинной библиотеки
скифов окрест русского юго-восточного форпоста кроме эмигрантского источника
нигде больше не говорится.
Разумеется, теперь все знают, чтó в советский период творилось
на тех землях. Но означает ли факт проведения испытаний бомб на Семипалатинском
полигоне, что в ядерной пыли погибли все остатки библиотеки скифов? — Кто
сейчас может рассказать о судьбе 2 997 книг Скифской библиотеки?!
А где сейчас находятся хотя бы те три спасённые книги наших
предков с белыми буквами на синем фоне? — Хоть кто-то же должен знать об этом!?
Комментарии
Отправить комментарий