Афанасий Никитин и трудности Русской истории

Среди десятков тысяч страниц 168-ми списков Национальной летописи, найденных к 1837 году не без энергичных усилий М.П. Погодина и частенько обнаруженных на чердаках монастырей трудами сотен тогдашних волонтёров, встречаются довольно странные описания: монахи порой делали записи о явлениях Природы и Космоса в стиле насмерть перепуганных литературных импрессионистов; частенько догадаться о существе описанного ими явления, о его физической сути очень трудно.
Вот, быть может, и не самый характерный пример, взятый не из 8-томной Никоновской летописи, которую ещё в XVIII в. лично редактировал Август Л. Шлёцер, соавтор норманской теории возникновения русской государственности, а из версии издания первого тома этой же летописи в 1862 году:
Патриаршая (Никоновская) летопись, 6573 (1065) г. В тот год на той стороне, где солнце заходит, восходя к вечеру в течение 7 дней появлялась звезда превеликая, испускающая кровавые лучи — то было не к добру, к усобицам и нашествию поганых на Русскую землю, а кровавые лучи — то к кровопролитию. В тот же год солнце затмилось, и стало оно как месяц, и свет померк; невежды при этом говорили, что истинно съедено оно было (Перевод мой).


Примечательно, что в 1065 году на Земле было аж два реальных затмения Солнца (8 апреля и 2 октября), но ни одно из них с территории России не могло быть видимо: в первом случае след тени центрального конуса прошёлся по Южной Америке и Африке, а во втором — только по Южной Америке. Таким образом, понять, чего в этом фрагменте Национальной летописи России больше — фантазий монахов или же итогов неоднократных сдвигов хронологии — совсем не просто. Скорее всего, речь идёт о затмении 19 апреля 1064 года (накрыло теменью всю Русь), что говорит о некорректном переводе дат хронологической шкалы от СМ к шкале от РХ Юлианского стиля историками, переиздававших летопись в 1862 году (Том 9 ПСРЛ). Иначе говоря, что ни день — представления о хронологической шкале Руси меняются. Понятно, что из конъюнктурных соображений.

Баланс событий не сходится. Даже ещё не войдя в тему


За столетие до Коперника Афанасий Никитин, находясь на корабле, идущем в Индию, зафиксировал своё наблюдение: «Волосыны да Кола в зорю вошли, а Лось главою стоял на восток». То есть созвездия Плеяд и Ориона входили в зарю, а Большая Медведица головою «упёрлась» на восток, и русский купец-разведчик с именем-прикрытием Юсуф Хорасани стал дожидаться скорого конца пути. Но откуда Афанасий знал, что именно этот вид звёздного неба предвещает финиш его долгого пути из Твери?
Иначе говоря, в тот самый момент, когда западные монахи чуть ли не падали в обморок от пролёта кометы, а отечественные клирики после каждого «космического чиха» предсказывали Конец Света, тверской купец, быв бесконечно далёким от церковных побасёнок, поставил реальные знания о Природе себе на пользу.
Как это вяжется с нашими представлениями о Древней Руси и уровне образования её элит? — Видим очередной и явный сбой баланса событий.
Весьма примечательно, что мемуары Афанасия Никитина не существуют как самостоятельный древний документ, а являются составной частью текста нескольких списков Национальной летописи, разумеется, сдобренные редактурой отечественных клириков и немецких редакторов нашей истории эпохи Анны Иоанновны.
Некоторых любителей погружаться в трепет мурашек по телу особо «радуют» литературные памятники не русской суперэтносистемы — это полный квест ужастиков, русские «кошмарики» отдыхают! Чего стоят только садистские сказки братьев Андерсенов!
И действительно, западные хронологи расстарались в этом плане на славу. Что, кстати, может служить косвенным указателем локализации исходного источника слухов на территории России, так как у слуха глаза тем больше, чем они дальше от источника слуха находятся.
Чему примером служит хотя бы история в «Песни о Нибелунгах», описывающая месть Кримхильды — жены русского витязя Этцеля, — как гипертрофированной парафразы деяний княгини Ольги по сжиганию в бане несчастных древлян. При том, что Национальная летопись писалась якобы синфазно событиям на Руси (X век), а «Песнь о Нибелунгах» сочинялась, как говорят, в Вене, спустя аж три столетия.  
Ну да ладно.
Пара примеров околокосмических ужасов. Перекличка источников
Да, монахи-натуралисты вряд ли могли зафиксировать период аномальной активности Солнца, связав эту аномальность с полярным сиянием на значительно более южных широтах, чем обычно. Предполагаю, что западные хронологи констатировали именно это событие когда отмечали, что в Германии «21 октября 992 года люди видели, как всё небо трижды за ночь было красным», а в следующем году наваяв запись: 
В ночь на рождество святого первомученика Стефана, т.е. на 26 декабря, мы видели неслыханное в веках чудо, а именно, около первого крика петухов на севере внезапно воссиял такой яркий свет, что очень многие говорили, что настал день. Это продолжалось целый час. Затем небо немного покраснело и опять приняло свой обычный цвет (Кведлинбургские анналы).
Или вот ещё беда: «в 934 году в Реймсе видели в небе огненные острия и кровавые языки пламени, которые разбегались по небу наподобие стрел или змеек. Сразу началась и болезнь с сыпью, и многие умерли».
Рихер Реймский утверждает, что в 944 году:
На Париж внезапно обрушился смерч такой силы, что прочные стены, сложенные из камней на Горе Мучеников, были разрушены до основания; также видели, как демоны в обличье коней разрушили некую базилику, располагавшуюся неподалёку, и метали бревна в упомянутые стены с такой силой, что развалили их; также они повырывали виноградники с этой горы и вытоптали посевы…
Напрашивается сравнение этого описания с «ужастиком» в Софийской первой летописью (под 1092 годом РХ):
В 6600 году от СМ диво предивное свершилось в Полоцке: каким-то наваждением возник по улицам шум, похожий на бесовский рык; и те люди, кто выглядывал из любопытства из своих жилищ, желая посмотреть на источник шума, заражались бесовскою язвою, от чего умирали, не смея более выходить из своих домов. А затем начали появляться каждый день бесовские конники, но никто их самих не видел, а только копыта лошадей были различимы...
Это ли не реминисценция Откровений Иоанна Богослова (или наоборот?):
Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта их выходил огонь, дым и сера… ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили [Отк 9:9, 9:17, 9:19]
Нет сомнений, если поискать в литературных памятниках попристальнее, то наберётся ещё с сотню-другую примеров, «притесавшихся» то ли к славе, то ли от славы апостола, либо от якобы славы якобы апостола, или вообще не от апостола. Как, впрочем, не только в этой истории.
Вот пример сходу:
6711 СМ (1211 г. РХ по конвертеру Ивана IV и староверов). Той же зимой было знамение на небе: появились три солнца на востоке, а четвёртое — на западе, а посреди небес — будто месяц большой, подобный дуге, и продолжалось это знамение с утра до полудня, все люди смотрели и удивлялись.
Что это было? У меня нет ответа.
*
Желающие заняться расшифровкой хотя бы части непоняток в описаниях околокосмических и прочих ужасов, описанных в стародавних документах,  см. их скромный список, например, на сайте «Встарь…» в теме 60.1 >>, а также никем и ещё никогда не проверенный Свод космических явлений, привязанных к территории проживания славян, составленный «сквозняком» по текстам летописей всего корпуса ПСРЛ, Лицевого летописного свода Ивана IV Грозного и проч. источников (ст.2 в теме 20.20.21s >>) с выявлением ложных сообщений о солнечных затмениях или их ложных датировок, список которых удалось установить с помощью современной компьютерной программы EmapWin авторства Синобу Такесако, но лишь частично в силу дефицита времени и недостатка проф-квалификации астронома. 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Князь Владимир. Обойти с боями экватор? – Нет проблем

Будете у нас на Колыме, милости просим! — Нет, уж лучше вы к нам!

Царь Иван IV Грозный — первый русский историк. Черниговская летопись