Афанасий Никитин и трудности Русской истории
Среди десятков тысяч страниц 168-ми списков Национальной
летописи, найденных к 1837 году не без энергичных усилий М.П. Погодина и частенько
обнаруженных на чердаках монастырей трудами сотен тогдашних волонтёров,
встречаются довольно странные описания: монахи порой делали записи о явлениях
Природы и Космоса в стиле насмерть перепуганных литературных импрессионистов;
частенько догадаться о существе описанного ими явления, о его физической сути
очень трудно.
Вот, быть может, и не самый характерный пример, взятый не из 8-томной
Никоновской летописи, которую ещё в XVIII в. лично редактировал Август Л.
Шлёцер, соавтор норманской теории возникновения русской государственности, а из
версии издания первого тома этой же летописи в 1862 году:
Патриаршая (Никоновская)
летопись, 6573 (1065) г. В тот
год на той стороне, где солнце заходит, восходя к вечеру
в течение 7 дней появлялась звезда превеликая, испускающая кровавые
лучи — то было не к добру, к усобицам и нашествию
поганых на Русскую землю, а кровавые лучи —
то к кровопролитию. В тот же год солнце затмилось,
и стало оно как месяц, и свет померк; невежды при этом говорили, что истинно
съедено оно было (Перевод мой).
Примечательно, что в 1065 году на Земле было аж два реальных
затмения Солнца (8 апреля и 2 октября), но ни одно из них с территории России
не могло быть видимо: в первом случае след тени центрального конуса прошёлся по
Южной Америке и Африке, а во втором — только по Южной Америке. Таким образом,
понять, чего в этом фрагменте Национальной летописи России больше — фантазий
монахов или же итогов неоднократных сдвигов хронологии — совсем не просто.
Скорее всего, речь идёт о затмении 19 апреля 1064 года (накрыло теменью всю
Русь), что говорит о некорректном переводе дат хронологической шкалы от СМ к
шкале от РХ Юлианского стиля историками, переиздававших летопись в 1862 году (Том
9 ПСРЛ). Иначе говоря, что ни день — представления
о хронологической шкале Руси меняются. Понятно, что из конъюнктурных
соображений.
Баланс событий не сходится. Даже ещё не войдя в тему
За столетие до Коперника Афанасий Никитин, находясь на
корабле, идущем в Индию, зафиксировал своё наблюдение: «Волосыны да Кола в зорю
вошли, а Лось главою стоял на восток». То есть созвездия Плеяд и
Ориона входили в зарю, а Большая Медведица головою «упёрлась» на восток, и русский
купец-разведчик с именем-прикрытием Юсуф Хорасани стал дожидаться скорого конца
пути. Но откуда Афанасий знал, что именно этот вид звёздного неба предвещает финиш
его долгого пути из Твери?
Иначе говоря, в тот самый момент, когда западные монахи чуть
ли не падали в обморок от пролёта кометы, а отечественные клирики после каждого
«космического чиха» предсказывали Конец Света, тверской купец, быв бесконечно
далёким от церковных побасёнок, поставил реальные знания о Природе себе на
пользу.
Как это вяжется с нашими представлениями о Древней Руси и
уровне образования её элит? — Видим очередной и явный сбой баланса событий.
Весьма
примечательно, что мемуары Афанасия Никитина не существуют как самостоятельный древний
документ, а являются составной частью текста нескольких списков Национальной
летописи, разумеется, сдобренные редактурой отечественных клириков и немецких
редакторов нашей истории эпохи Анны Иоанновны.
Некоторых любителей погружаться в трепет мурашек по телу
особо «радуют» литературные памятники не русской суперэтносистемы — это полный
квест ужастиков, русские «кошмарики» отдыхают! Чего стоят только садистские
сказки братьев Андерсенов!
И действительно, западные хронологи расстарались в этом
плане на славу. Что, кстати, может служить косвенным указателем локализации
исходного источника слухов на территории России, так как у слуха глаза тем
больше, чем они дальше от источника слуха находятся.
Чему примером служит хотя бы история в «Песни о Нибелунгах»,
описывающая месть Кримхильды — жены русского витязя Этцеля, — как
гипертрофированной парафразы деяний княгини Ольги по сжиганию в бане несчастных
древлян. При том, что Национальная летопись писалась якобы синфазно событиям на
Руси (X век), а «Песнь
о Нибелунгах» сочинялась, как говорят, в Вене, спустя аж три столетия.
Ну да ладно.
Пара примеров околокосмических
ужасов. Перекличка источников
Да, монахи-натуралисты вряд ли могли зафиксировать период
аномальной активности Солнца, связав эту аномальность с полярным сиянием на значительно
более южных широтах, чем обычно. Предполагаю, что западные хронологи констатировали
именно это событие когда отмечали, что в Германии «21 октября 992 года люди видели,
как всё небо трижды за ночь было красным», а в следующем году наваяв запись:
В
ночь на рождество святого первомученика Стефана, т.е. на 26 декабря, мы видели
неслыханное в веках чудо, а именно, около первого крика петухов на севере
внезапно воссиял такой яркий свет, что очень многие говорили, что настал день.
Это продолжалось целый час. Затем небо немного покраснело и опять приняло свой
обычный цвет (Кведлинбургские анналы).
Или вот ещё беда: «в 934 году
в Реймсе видели в небе огненные острия и кровавые языки пламени, которые разбегались
по небу наподобие стрел или змеек. Сразу началась и болезнь с сыпью, и многие умерли».
Рихер Реймский утверждает,
что в 944 году:
На Париж внезапно обрушился смерч такой силы, что
прочные стены, сложенные из камней на Горе Мучеников, были разрушены до
основания; также видели, как демоны в обличье коней разрушили некую базилику,
располагавшуюся неподалёку, и метали бревна в упомянутые стены с такой силой,
что развалили их; также они повырывали виноградники с этой горы и вытоптали
посевы…
Напрашивается
сравнение этого описания с «ужастиком» в Софийской первой летописью (под 1092 годом РХ):
В
6600 году от СМ диво предивное свершилось в Полоцке: каким-то наваждением
возник по улицам шум, похожий на бесовский рык; и те люди, кто выглядывал из
любопытства из своих жилищ, желая посмотреть на источник шума, заражались
бесовскою язвою, от чего умирали, не смея более выходить из своих домов. А
затем начали появляться каждый день бесовские конники, но никто их самих не
видел, а только копыта лошадей были различимы...
Это ли не реминисценция Откровений Иоанна Богослова (или
наоборот?):
Так
видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони
огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, и изо рта
их выходил огонь, дым и сера… ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах
их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили [Отк 9:9,
9:17, 9:19]
Нет сомнений, если поискать в литературных памятниках попристальнее,
то наберётся ещё с сотню-другую примеров, «притесавшихся» то ли к славе, то ли
от славы апостола, либо от якобы славы якобы апостола, или вообще не от
апостола. Как, впрочем, не только в этой истории.
Вот пример сходу:
6711 СМ (1211 г. РХ по
конвертеру Ивана IV и
староверов). Той же зимой было знамение на небе: появились три солнца
на востоке, а четвёртое — на западе, а посреди
небес — будто месяц большой, подобный дуге, и продолжалось это
знамение с утра до полудня, все люди смотрели и удивлялись.
Что это было? У меня нет ответа.
*
Желающие заняться расшифровкой хотя бы части непоняток в
описаниях околокосмических и прочих ужасов, описанных в стародавних документах,
см. их скромный список, например, на
сайте «Встарь…» в теме
60.1 >>, а также никем и ещё никогда
не проверенный Свод космических явлений, привязанных к территории проживания
славян, составленный «сквозняком» по текстам летописей всего корпуса ПСРЛ,
Лицевого летописного свода Ивана IV Грозного и проч. источников (ст.2 в теме
20.20.21s >>)
с выявлением ложных сообщений о солнечных затмениях или их ложных датировок, список
которых удалось установить с помощью современной компьютерной программы EmapWin авторства Синобу
Такесако, но лишь частично в силу дефицита времени и недостатка проф-квалификации
астронома.
Комментарии
Отправить комментарий