Как Кремль пытался заныкать командировочные генерала Гордона

Началась эта драматичная история в конце XVII века, когда в 1666 году царь Фёдор III Романов послал Патрика Гордона, — боевого шотландского полковника на русской службе — в Англию, с поручением.
Чтобы понять происходившее далее стоит вспомнить, что по традициям Руси всяк пересекающий границы государства иностранный дипломат получал от Кремля полное государственное обеспечение, тратя свои деньги и используя драгоценности исключительно для дополнительной услады себя любимого, но, главное, на оплату деликатных услуг кремлёвских чиновников. Перемещаться вне столичного подворья и, тем более, за границами «МКАДа» иностранцам тогда запрещалось.
И что было совсем не так в Западной Европе: русские посольства должны были существовать исключительно за свой счёт, но и перемещались относительно свободно. Поэтому, из-за дефицита инвалюты им давались в поездку, как правило, меха (для продажи и подкупа), и только на крайний случай немного валюты: горсть немецких талеров, голландских долларов и т.п. Самый дорогой соболь стоил тогда аж 100 руб.; с собой брали их связку, прихватывая (за свой счёт) пропитание: солонину, лук, чеснок, сухари, водку, икру — как же всё это знакомо по советским временам!
Патрик Леопольд Гордон оф Охлухрис (†1699), https://pochta-polevaya.ru/content/i/20571/25.jpg
Но Гордону и того не дали, и он был вынужден жить в долг. О возврате которого он униженно и написал по приезде царю, очень болезненному брату будущего императора Петра I Романова, успев получить новое воинское звание:
Царю, Государю и Великому Князю Феодору Алексеевичю, Всеа В. и М. и Б. Росии Самодержцу, бьет челом холоп твой, иноземец генерал маеор Петрушка Гордон. В прошлом, Государь, во 174 году (1666 г. — А.Г.) по твоему, Вел. Государя, указу послан был я, холоп твой, для твоих, Вел. Государя, дел к Аглинскому Королю. А мне, холопу твоему, на подъем против иных посланных не дано, хотя в то время проезд был через горы страшной и убыточной, а морем проезду не было для войны, и чрез многия государьства я, холоп твой, проезжал своими проторми. И в Аглинской земли меня, холопа твоего, многое время задержали, и жил все на своих же проторях. И я, холоп твой, от проезду и от тамочного житья многими долгами одолжал, а заплатить мне, холопу твоему, нечем.

Но не тут-то было. 

Кремль включает административный ресурс

Поскольку всё говорит за то, что кремлёвские сидельцы уже давно и молча «распилили» меж собой причитающиеся Гордону перед поездкой средства, то теперь они просто были вынуждены включить административный ресурс, начав прессовать теперь уже не полковника, а генерала-поручика Патрика Гордона с полной инвентаризации его усадьбы и садов в Севске. По уже отлаженному сценарию отчуждения имущества патриарха Никона, с которым начисто рассорился отец Фёдора III.
Сказать надо, что особых богатств генерал не нажил; его материальное благополучие оказалось не намного выше, например, рядового приказчика села Волынского:
«В селе Волынском… двор прикащичей. Сад мерою в длину 65, поперек 45 саж.; а в нём дерев яблоней 200, груш 50, кружовниву 50 кустов, красной смородины 20 кустов»
Меж тем, не обнаружив оправдательных документов на часть строительных материалов, кремлёвские завели уголовное дело на генерала, написав затем кляузу «помазунам», что, мол, отстроил себе вояка хоромы на непонятно какие деньги и на непонятно кем разрешённой к использованию земле — «Самозахватчик! «Шанхай» тут, понимаш, развёл!» То есть тогдашние чиновники просто тупо пытались отжать имущество генерала, заставив боевого офицера униженно оправдываться уже перед новой властью, малолетними новыми со-царями:
Царём Государем и Великим Князем Иоанну Алексеевичю, Петру Алексеевичю Всеа В. и М. и Б. Росии Самодержцем бьет челом холоп ваш, генерал порутчик Петрушка Гордон. Будучи на вашей, Вел. Государей, службе в Севску, построил я, холоп ваш, себе дворишка своими денгами и лес и иное всякое строенье покупал дорогою ценою, и за строенья того двора и с садом стало мне, холопу вашему, сто пятдесят рублёв.
Стоит заметить, что генерал-поручик (т.е. генерал-лейтенант сегодня) не только в военном деле, но и в вопросах порядочности был учителем и примером для многих, но не для чиновников Кремля; о нём писал даже лорд Байрон:
Генерал Патрик Гордон
Мечом своим твёрдо
Служил под Московскою властью,
Учить помогая
Люд странного края,
Что мнил брадобритье несчастьем.
[Byron's Poetical Works. L. , 1855. Vol. II. P. 394–395]
А в деле воцарения Петра I и пресечения сквозей его сестрицы Софьи Patrick Leopold Gordon of Auchleuchries, поступив в критический момент весьма достойно, сыграл вообще не последнюю роль…
В целом дело о возмещении расходов генерала на поездку в Британию тянулось более 15 (пятнадцати!) лет; тормозом служили генетическая злобность и зависть чиновников.
Однако за это время упрямый шотландец просто «достал» своими претензиями кремлёвских, не соглашаясь с изначально демпинговым курсом инвалюты, который принудительно устанавливался чиновным людом, и заныканием долга, возникшего с учётом взлёта стоимости ефимка (талера) до 0,64 против 0,5 руб. за монету (валютный курс высчитывался тогда через стоимость соболиного меха на рынках Западной Европы и, похоже, с последующими немалыми правками).
Точку в этой драматичной истории поставил дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев (1641–1708) — позже думный дьяк, видный дипломат, глава Посольского приказа, — который таки выплатил наконец Гордону долг московского замка, да с процентами.
«Авансовый отчёт генерала по итогам выполнения дипломатической миссии» (в .xlsx-формате >>), содержащий по сути прайс-лист на продукты и услуги в конце XVII века, демонстрирует очень высокий уровень бухгалтерского дела в Москве! — Умели считать! Да ещё как точно! Управляясь при этом свободно с валютными пересчётами — одним из самых сложных участков в бухучёте и сегодня. Браво, дьяк Украинцев!
Ну, а спорный вопрос выдавался ли аванс Гордону по факту или нет — оставим на совести истца или спишем на невнимательность Украинцева. Я здесь не об этом, а о порядочности наёмного шотландца на русской службе, о нравах кремлёвских, да об умении прадедов считать говорю.
Можно сегодня услышать про низкий уровень математической грамотности предков — это для дилетантов! Кому надо было знать, тот счёт знал. Другой вопрос — какими трудами те навыки накапливались, и сколько таких штучных грамотеев было на круг?

Восхищаясь уровнем квалификации кремлёвского дьяка, согласен с оценкой Петром Ф. Каптеревым уровня всеобщей грамотности населения как крайне низкого: за исключением периода действия власти народа в Новгороде (помним про Новгородские берестяные грамоты?) в деле обучения грамоте населения до времён СССР была на Руси полная и аж зеленющая тоска (см. материалы темы 18.2 Сайта >>)!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Князь Владимир. Обойти с боями экватор? – Нет проблем

Будете у нас на Колыме, милости просим! — Нет, уж лучше вы к нам!

Царь Иван IV Грозный — первый русский историк. Черниговская летопись